Домой / Интересное / Проект подводной лодки 661 — самая быстрая подводная лодка в мире
Анчар 661

Проект подводной лодки 661 — самая быстрая подводная лодка в мире

Советский подводный проект 661 Анчар был прототипом советских подводных лодок с титановыми корпусами, а в истории он был зарегистрирован как самая быстрая подводная лодка, которая вступила в регулярную операцию (неофициально).
Из-за стоимости строительства была сделана только одна копия.

Подводная лодка Анчар 661

История корабля началась в 1958 году и вступила в эксплуатацию первой советской атомной подводной лодки — К-3 Ленинского комсомола.
Выводы из эксплуатации К-3 заставили советские власти подготовить спецификацию новых быстрых атомных подводных лодок.
Он предположил, что новый блок будет в два раза быстрее, чем К-3, он будет в 1,5 раза больше глубины погружения, вооружение будет состоять из ракет из водных ракет, запущенных с воды, сервис будет полностью автоматизирован, что сократит экипаж и повысит комфорт работы, и структура корабля увеличит защиту от мин и торпед.
Предполагалось также, что для строительства судна будут использованы новые материалы.

Работы по двум проектам судов были запущены параллельно в строительных офисах в Ленинграде и Горьком.
Проект «661 Анчар», разработанный строительным бюро CKB-16 под руководством Н.Н. Исанина, позднее был первым, который был заменен на Н. Сульенко.
Подготовка к строительству корабля началась в 1959 году на верфи в Северодвинском.

В ходе проектных работ считается, что использование различных фюзеляжных материалов соответствует техническим требованиям.
Наконец, было решено использовать титан, который был легче стали и в то же время более прочный.
Это было смелое решение, потому что ежегодного производства титана в СССР в то время было недостаточно для строительства подводной лодки, и, кроме того, механическая обработка титана требовала совершенно разных условий, чем в случае стали.
Сварка титановых элементов конструкции проходила в специальных помещениях, в которых поддерживалась атмосфера, богатая аргоном, и рабочим приходилось носить костюмы для подгонки.

Первоначально было запланировано строительство трех 661 проектных единиц, но уже на стадии проектных работ считалось, что стоимость строительства стольких кораблей будет слишком большой, и в конечном итоге заказ будет уменьшен до одной единицы, что должно было быть экспериментальным.
Официально киль для назначенного корабля (в 1965 году) в качестве К-162 был заложен 28 декабря 1963 года, а запуск состоялся только в декабре 1968 года.
Устройство поступило на службу 13 декабря 1969 года ровно через десять лет после начала работы над проектом.
Длительное время строительства было вызвано принятыми техническими решениями и трудностями с обработкой титана.

Корпус жесткого корабля был изготовлен из титана, а блок имел длину 106,9 м и имел водоизмещение 5 280 тонн на поверхности и 6320 тонн под водой.
Привод состоял из двух атомных реакторов типа ВМ-5 атомного типа, обеспечивающих паровые турбины мощностью около 80 000 л.с., обеспечивая теоретическую скорость 37-38 узлов.
Максимальная глубина погружения оценивалась в 400 м.
Вооружение корабля состояло из четырех торпедных трубок 533 мм с 12 торпедами и 10 ракетами P-70 Amietist (SS-N-7). Экипаж состоял из 75 офицеров и моряков.

Уже во время испытаний корабля оказалось, что он способен достигать скорости 42 узла при 90% мощности реактора.
При максимальной мощности она сумела разогнать корабль до 44,7 узлов, однако в одном из круизов 30 марта 1971 года он, как сообщается, достиг 44,85 узлов.
Таким образом, К-162 стал самой быстрой подводной лодкой в мире (не считая небольших испытательных и испытательных блоков).
Однако эта запись официально не признана, поскольку полного подтверждения нет.

К-162 был назначен служить на Северном флоте, и во время службы были проведены интенсивные тесты.
Исчезновение проектных ошибок корабля было быстро обнаружено, самым большим из которых был шум, создаваемый машинным отделением, достигающий 100 дБ, что на практике полностью предотвратило проведение боевых действий на высоких скоростях (с таким шумом корабль был очень легко обнаружить).

В то же время было показано, что использование титана для конструкции корпуса приносит много преимуществ, наибольшей из которых была способность достичь значительных глубин погружения. Кроме того, титан по сравнению со сталью был менее восприимчивым к коррозии, что позволило устройству долгое время эксплуатироваться.
К сожалению, стоимость строительства корабля была очень высокой (неофициально ее называли «золотой рыбой»).

В декабре 1984 года было принято решение о выводе судна из эксплуатации.
Официально 14 марта 1989 года он был исключен из списка флота, а 7 ноября 1999 года было принято решение об утилизации судна.
Работы по сносу были начаты в 2008 году и завершены в марте 2015 года.
Несмотря на то, что K-162 был не очень успешным, опыт, полученный при работе над ним, был затем использован в работе над меньшими судами проекта Lira 705.

 

Про Gagikay

Проверьте также

уникальные архивные фотографии

Старые уникальные архивные фотографии

Предлагаем вам совершить очередной экскурс в прошлое, чтобы посмотреть на интересные архивные фотографии. Оксана Федорова …